up image
Главная страница
Материалы для изготовления
Колорит национальной одежды
Женская одежда
Мужская одежда
>> Декоративное оформление и орнамент
Головные уборы
Обувь
Региональные отличия башкирского костюма
Национальный костюм в современных условиях Тесты для самоконтроля

image_main
вы на главной странице


    B декоративном оформлении костюма разных башкирских родов есть общие черты:
    а) Размещение орнамента на одежде. Башкирский орнамент включал в себя знаки - обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки.

    б) Использование шумящих подвесок. Шумящие подвески также использовались для отпугивания злых духов. В последствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе "сосуда греха"). В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебрянные кружки и монеты. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила. Постепенно эти представления забывались, люди привыкали смотреть на необычные предметы с чисто эстетической точки зрения.

    Ювелирное искусство башкир, переживавшее после закрытия в XVIII веке по указу царского правительства кузниц и мастерских заметный упадок, не могло выдержать конкуренции татарских кустарей, активно сбывающих свою продукцию на Южном Урале. Собственно башкирские изделия - кольца, перстни, браслеты - к началу XX века почти не сохранились. Основным материалом для изготовления украшений было серебро, башкиры редко использовали позолоту. Филигранные украшения встречались, в основном, в соседних с татарией районах.

селтэр     Возможно, в какой - то мере нехваткой собственных ювелирных изделий объясняется широкое распространение у башкир оригинальной группы украшений, изготовление которых требовало творческого участия женщины. Из кораллов, бусин, монет, раковин башкирские мастерицы делали ожерелья, нагрудные и наспинные украшения, косоплетки.

    Селтэр-нагрудное женское украшение. Селтэр-означает "кружево", "сетка". Это украшение представляло из себя плетенную из коралловых нитий коралловую сетку, которую украшали монетами.

сакал     Сакал-женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным убранством являлись художественно расположенные узорчатые бляхи, полудрагоценные камни в серебрянной оправе.

    в) Вышивка. К началу XX века на территории Башкирии существовало несколько вышивальных центров с характерными традициями украшения костюма. Основным приемом вышивки на одежде в бассейне Ая и в верховьях Уфы является тамбурный шов; у курганских башкир вышивка выполнялась тамбуром или счетной гладью, в качестве орнамента использовались простейшие геометрические фигуры - ромб, треугольник, квадрат. распростаненным приеммом украшения одежды южных башкир была так называемая "кускарная" вышивка. Свое название (кускарная) получила благодаря основному изобразительному мотиву - кускару, или завитку. На одежде выполнялись пристейшие варианты этого орнамента: парные завитки ("рога барана"), несколько пар завитков, S -образные фигуры, турбулентная розетка с тремя завихрениями и т.д. Вышивка выполнялась в характерной для башкир цветовой гамме: красные, зеленые, желтые теплых оттенков узоры эффектно выглядели на черном бархатном или лощенном сатиновом халате.


Hosted by uCoz